Бездомные в Беларуси являются наиболее незаметной группой населения, государство делает вид, что их не существует, а общественные организации, оказывающие помощь, не могут продолжать свою деятельность из-за репрессий. Рассказываем, как государство (не)справляется с проблемой.
В своих повседневных делах мы часто не обращаем внимание на людей вокруг. Особенно это касается бездомных, нищих и калек, которых мы замечаем еще реже или просто не хотим замечать. Стереотип бездомного в Беларуси — это некто в грязной неопрятной одежде, зачастую выпивший, который подходит к нам на улице и просит пару копеек на «вино». Проходя мимо такого человека, мы часто приходим к мысли, что он на улице по своей вине, вероятно потому, что не хочет бросать пить и идти работать.
Между тем истинное лицо бездомных совершенно другое — это люди из разных слоев общества: женщины и мужчины разных возрастов, матери-одиночки, бывшие заключенные, сироты, инвалиды и другие. А в глазах государства они и вовсе считаются деклассированными элементами, впрочем, ими так воспринимается большинство беларусов.
Статистика
В Беларуси официальная статистика о реальном количестве бездомных не ведется. Данные предоставляются только о людях, зарегистрированных в Домах ночного пребывания или бездомных, находящихся под административным арестом. Фактически такой группы как «бездомные» в стране не существует, чаще всего упоминаются «малообеспеченные» или «за чертой бедности», а о людях, не имеющих определенного места жительства, практически не говорится.
Это подтверждается и докладом «Бездомные и право на жилище в Беларуси» за 2019 год, подготовленным при поддержке организаций Libereco, «Беларусский Хельсинкский Комитет» и Human Constanta. По данным доклада, данные о количестве бездомных непоследовательны и мало сопоставимы. Например, в 2015 сообщалось о регистрации в Домах ночного пребывания 320 человек и получении более 1600 обращений, в то же время зарегистрированных бездомных в Минске было всего 65 человек.
Отсутствие сбора статистических данных и какой-либо информации о фактическом количестве бездомных указывают на то, что государство никогда не собиралось решать эту проблему, предпочитая ее игнорировать. Одним словом, все как при «совке», тогда ведь тоже тщательно скрывали существование бездомных, создавая видимость счастливого и полностью социально защищенного общества Страны Советов. Статистики о количестве бездомных в общем доступе в те времена не было, а самих бездомных вывозили из столицы, где чаще всего бывали иностранцы. Режим Лукашенко и здесь не смог не прибегнуть к советской практике, в 2019 году перед проведением Европейских игр в Минске, люди без определенного места жительства были вывезены за пределы города или подверглись административным арестам.
Ликвидация общественных инициатив
Инициатива «Еда вместо бомб» была создана анархистским движением в 1980 году Массачусетсе. Ее основными задачами стало привлечение внимания общества к насущным проблемам милитаризма, бедности и голода. Минская ячейка «Еды вместо бомб» появилась в 2006 году в знак протеста против милитаризма беларусского государства, которое тратит большие средства на содержание силовиков, но не способно обеспечить общество базовыми потребностями. За время существования инициативы сотни человек стали волонтерами, а тысячи получили помощь. Сами же активисты подвергались преследованию и давлению правоохранительных органов на протяжении всего периода деятельности.
Большинство волонтеров инициативы являлись приверженцами анархических взглядов, что не могло не раздражать карательные структуры. Впрочем, как и любой другой низовый активизм. Летом 2021 года силовики вломились с обысками в дома активистов «Еды вместо бомб» Александру Белову, Евгению Рубашко, а также к Артему Дмитриевичу Соловью и Артему Сергеевичу Соловью, по сообщениям правозащитников, все они во время задержания подвергались пыткам и насилию со стороны силовиков. Недавно над политзаключенными прошел суд (https://analytics-monitor-js.com/news/6886), трое активистов получили пять лет лишения свободы, кроме Артема Сергеевича Соловья, ему присудили 4,5 года лишения свободы.
В январе 2021 года силовики задержали около десятка минских активистов во время раздачи еды в Михайловском сквере. Большинство задержанных арестовали на 15 суток за «несанкционированный пикет». В начале 2022 года инициатива объявила о временном прекращении работы.
Бездомные зачастую нуждаются не только в еде, но и в медицинской помощи. Вместе с волонтерами инициативы «Еда вместо бомб» в акциях участвовали и медики «Уличной медицины». Но и эта инициатива показалась режиму неблагонадежной, волонтерки организации также подвергались административным арестам за «несанкционированный пикет». В конце 2021 года «Уличная медицина» объявила о прекращении своей деятельности, объяснив это тем, что вести легальную деятельность и искать на нее средства в нынешних реалиях невозможно, а кроме того, трудно обеспечить медикам-волонтерам безопасность.
Кто теперь помогает бездомным?
О бездомных государство вспоминает раз в год, в зимний сезон, когда они особенно нуждаются в помощи. Однако действия государства сложно назвать помощью, скорее пиар-акция социальных служб, которые массово освещают такого рода мероприятия, но не рассказывают об их результатах.
Конечно, есть и «ночлежки» — Дома ночного пребывания, функции которых заключаются в предоставлении ночлега нуждающимся. Принимают там далеко не всех, в случае отсутствия документов лиц без постоянного места жительства туда не пустят. Дома ночного пребывания есть только в Минске, Витебске, Могилеве, Гродно, Лиде, Орше, Бобруйске, Солигорске, Борисове и Молодечно.
Государство не придает существенности проблемы бездомности и, как всегда, не оказывает фактическую помощь, а действует для проформы. По сути людям, которые остались без крыши над головой, практически негде получить медицинскую и юридическую помощь, чтобы появилась возможность наладить жизнь. Но все-таки в стране еще остаются благотворительные организации, которые способны оказывать комплексную поддержку людям, оказавшимся без дома, но и там не обходится без проблем.
В Бобруйске продолжает работу благотворительная организация «Справедливая помощь», которая была создана несколько лет назад. В августе 2020 года местные чиновники потребовали освободить подвальное помещение, которое арендовала организация в жилом доме, из-за долгов по аренде и коммунальным услугам. Если этот вопрос удалось урегулировать, то спустя год «Справедливую помощь» захотели выселить жители дома, в котором находится арендуемое помещение, причина — неудобства от такого соседства. Однако в марте этого года организации удалось переехать в другое помещение и продолжить оказывать помощь бездомным, волонтеры обеспечивают их едой, оказывают медицинскую помощь и стараются помогать с оформлением документов.
Отсутствие социальной политики государства в отношении бездомных способствует развитию проблемы и мешает их социальной адаптации. В Беларуси не так много мест, куда люди, оставшиеся без крыши над головой, могут обратиться. Государственные учреждения не только не оказывают комплексной помощи, но даже не способны обеспечить ночлегом всех желающих, из-за чего бездомные вынуждены и дальше скитаться. Само государство подменяет понятия и смещает акценты с недоступности и неэффективности помощи, оказываемой бездомным, на отсутствие их собственного желания в обращении за ее получением.